Для чего нужна электронная цифровая подпись и как ее получить?

На сегодняшний день многие договоренности оформляются в электронном виде, и чтобы они имели юридическую силу, взамен привычной подписи на бумаге создана электронная цифровая подпись.

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) имеет силу в течение 24 месяцев с момента ее получения. Визуально ЭЦП не похожа на подпись, но юридически ей равноценна. ЭЦП представляет собой электронный файл, в котором содержится созданный для определенного человека электронный ключ.

В каких случаях используется ЭЦП?

ЭЦП используется в следующих случаях:

  • при подаче документов в электронном виде. В данном случае ЭЦП подтверждает личность заявителя;
  • при подаче электронной декларации о доходах и отчетности через сайт Государственной фискальной службы;
  • при регистрации бизнеса и получении сведений о земельных участках;
  • при получении справки об отсутствии судимости. Как правило, такие справки запрашиваются при устройстве на работу, при получении визы или разрешения для ношения оружия;
  • при получении услуг через сайт Пенсионного фонда. С помощью ЭЦП можно без очереди получить справку о трудовом стаже или справку о доходах физического лица для оформления субсидии;
  • при получении информации о размере заработной платы и суммы отчислений в пенсионный фонд;
  • при подаче заявления на пересчет социальных выплат;
  • при подаче заявления на получение удостоверения личности;
  • при подаче документов на регистрацию брака.

Перечисленные случаи не являются исчерпывающими для использования ЭЦП. В интернете непрерывно создаются новые сервисы, благодаря которым упрощается процесс документооборота как для бизнеса, так и для населения в Украине.

Типы ЭЦП

Существует два типа ЭЦП - обычная и усиленная. Усиленная ЭЦП создается для государственных чиновников и представителей крупных компаний. Обычной ЭЦП пользуются при ведении документооборота в бизнесе. Электронный ключ необходим при проведении операций в государственных закупках и для других целей. Усиленный ЭЦП выдается только в Центре сертификации. Обычную ЭЦП можно оформить через интернет-банкинг.

Какие документы нужны для оформления ЭЦП?

Чтобы получить ЭЦП, нужно выбрать Центр сертификации (АЦСК) и ознакомиться со списком документов. При этом каждый Центр выставляет свои требования для получения ЭЦП, в том числе:

  • заполнить регистрационную карточку для (ФЛП) установленного формата в двух экземплярах. Необходимо для согласия на обработку персональных данных;
  • предоставить копию паспорта гражданина Украины;
  • предоставить копию ИНН, заверенную подписью владельца.

Как получить ЭЦП?

Получить ЭЦП можно через любой Центр регистрации при последовательном выполнении следующих шагов:

  1. Собрать вышеперечисленные документы.
  2. Пройти регистрацию на сайте Центра сертификации.
  3. Лично прийти в Центр с оригиналами документов и чистым носителем цифровой информации (диск DVD-R или флеш-карта).
  4. После того, как специалисты Центра создадут оригинальный электронный ключ, этот ключ записывается на носитель цифровой информации и отдается заявителю.

Что касается длительности, то в случае предоставления всех необходимых документов получение ЭЦП не занимает много времени. Оформить заявку на ЭЦП можно в одном из Центров сертификации или на сайте государственной службы в режиме онлайн. Клиенты ПриватБанка могут оформить ЭЦП через приложение Приват24 в дистанционном режиме, просто и быстро.