В связи с объявленным карантином многие украинцы пострадали, потеряв возможность отправиться в запланированную поезду в отпуск за пределы страны. Вдобавок к этому туроператоры не возвращают стоимость тура. Что делать в такой ситуации могут помочь рекомендации юриста.

В качестве решения проблемного вопроса многие туроператоры и турагентства предлагают перенести запланированную поездку на более поздний срок, после окончания карантина. Чтобы разобраться в законности таких действий туроператоров и определить дальнейшие действия их клиентов, юрист В.Мороз на сайте minfin.com.ua дал несколько рекомендаций.

Позицию туроператоров поддерживает государство

В Украине ситуация с COVID-19 относится к форс-мажорным обстоятельствам. Руководствуясь таким основанием, большинство туроператоров не возвращают деньги за оплаченные туры и рекомендуют своим клиентам перебронировать запланированное путешествие на даты после окончания карантина.

Указанную позицию туроператоров поддержало государство в лице Министерства культуры, молодежи и спорта и Государственного агентства развития туризма, которые рекомендуют в своих письмах туристам осуществить перебронирование поездок на более поздние даты, а турагентствам содействовать туристам в решении таких задач.

Форс-мажор - это не повод обманывать клиента

Согласно положениям ст.617 Гражданского кодекса Украины обстоятельства непреодолимой силы или форс-мажор не освобождают стороны от необходимости выполнения своих обязательств. Однако при форс-мажоре:

  • стороны могут освобождаться от ответственности за невыполнение своих обязательств по договору частично или в полном объеме, если причиной стали обстоятельства непреодолимой силы;
  • срок договорных обязательств может быть продлен, если на этот срок повлияли обстоятельства непреодолимой силы.

Учитывая вышеизложенное, туроператор в условиях признания COVID-19 обстоятельством форс-мажор не освобождается от своих договорных обязательств, но при этом не может их выполнять в связи с прекращением воздушного сообщения Украины с другими странами.

Аналогичные нормы предусмотрены и Законом Украины «О туризме», согласно которого туроператор при наступлении форс-мажорных обстоятельств освобождается от ответственности перед туристом за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора на туристическое обслуживание, но при этом не освобождается от выполнений обязательств по такому договору.

Может ли турист требовать возврата денег за тур?

Фактически турист может требовать возврата денег за невыполненный тур. Но при этом стоит учитывать положения ЗУ «О туризме», согласно которого турист может отказаться от выполнения договора на туристическое обслуживание до начала путешествия, но при этом туроператору должны быть возмещены фактически осуществленные расходы, связанные с отказом и подтвержденные документально. К расходам туроператора относят:

  • оформление страхования ответственности;
  • организация перелета туриста;
  • организация проживания.

Размер таких расходов может достигать до 90% стоимости тура, которые не будут возвращены туристу.

Из чего следует, что турист может требовать возврат денежных средств за невыполненный тур, но при этом сумма возврата будет уменьшена на сумму фактически осуществленных расходов. Вопрос с возвратом средств можно решать и в судебном порядке, но это понесет дополнительные финансовые затраты на юридическую помощь и не гарантирует положительный результат. Поэтому чтобы решение вопроса было приемлемым для туриста лучше достичь компромисса с туроператором и по возможности перебронировать путешествие на более позднюю дату.