Часто люди сталкиваются с проблемой, когда банк выставляет счет по карте, которая длительное время не используется. Что делать в такой ситуации дал разъяснения НБУ.

Когда происходит начисление "долгов"?

Из сообщения НБУ стало известно, что каждая третья жалоба от клиентов банков касается кредитных отношений. Часто суть жалобы заключается в следующем: клиент банка имеет карту, обслуживание по которым является платным и составляет около 20 грн/месяц. На протяжении длительного времени карточка не использовалась, а спустя время ее владелец обнаруживает начисленную задолженность в сумме, превышающей десятки тысяч гривен.

Объясняется это тем, что списание денег за обслуживание неактивной карты банк осуществляет за счет самостоятельного открытия кредитного лимита. При этом кредитный договор между банковским учреждением и клиентом не заключался, клиент банка не был проинформирован об условиях кредитования, включая размер процентной ставки и ответственность за просрочку платежей.

Что делать в такой ситуации?

Если клиент банка попадает в вышеизложенную ситуацию, то НБУ рекомендует в первую очередь обратиться в банк и сообщить об отсутствии заключенного кредитного договора с банком. В своем заявлении необходимо также указать, что банком не предоставлялась информация о проценте по кредиту, ответственности за несвоевременную выплату кредита и пр. Также важно обратить внимание на безосновательные требования банка в части оплаты долга по кредиту, поскольку списание долга по неактивной карте происходило за счет кредита, оформленного без согласия владельца карты.

После письменного обращения банк должен ответить клиенту в течение месяца. В том случае, если ответ не получен в указанный срок или он Вас не устраивает, то нужно обратиться в НБУ, в частности в Управление защиты прав потребителей финансовых услуг. По результатам рассмотрение жалобы Управление должно обратиться в банк за получением объяснений при условии нарушения прав потребителя.

Как это работает на практике?

Из разъяснений НБУ известно, что банк после получения обращения НБУ выполняет списание долга, руководствуясь разъяснениями регулятора. Разъяснения НБУ для осуществления подобных операций даются в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, в соответствии с которыми:

  • банк может списывать платежи по карте используя баланс карты клиента, но при этом не открывая кредит;
  • списание средств за обслуживания карты прекращается в случае, если карта не используется его владельцем на протяжении 90 дней;
  • потребитель банковских услуг не подписывал кредитный договор и не был ознакомлен с условиями его предоставления, не давал согласие на кредитный лимит.

Также НБУ обратил внимание клиентов банков на рубрику «Вопрос дня», которая публикуется на сайте регулятора. Именно здесь рассматриваются вопросы, которые задают клиенты банков. Изучение данной рубрики поможет клиентам банков быть более осведомленными со своими правами и их защитой.